Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Все в тобi!


Рубрики

Антихрист Никониянство Символ Веры История География Ныне Новости

Примеры благочестия

Страстотерпец Аввакум Царь Михаил Митрополит Алимпий Ананий Килин Рябушинские Анна Путина

Согласы

Поповцы

Беспоповцы

Святые места Старой Веры

Москва Поморье Поволжье Алтай Забайкалье Приморье Малороссия Эстляндия Лифляния Литва Америка

Апологетика Старой Веры, свидетельства

Евангелие Ветхий Завет Номоканон Кормчая (II) Китежский лет-ц

Древнерусская библиотека

О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама О Адаме

Обряд

Крещение Ссылки
Господи. Iсусе Христе, Сыне Божiи, помилуй нас грешныхъ!

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА



(Из сборника: Житие протопопа Аввакума. Житие инока
Епифания. Житие боярыни Морозовой. Статьи, тексты,
комментарии. - СПб: Глаголъ, 1993. - 240с.
Звездочки в тексте - ссылки на комментарии; см. их
в конце текста.

12-13

Так Христос изволил.
И з женою быша мне дети духовные, изрядныя раби
Христовы. Так-то Господь гордым противится,
смиренным же дает благодать*.

Помале инии паки изгнаша мя от места того. Аз же
сволокся к Москве, и Божиею волею государь меня велел
поставить в Юрьевец Повольской* в протопопы. И тут
пожил немного * только осм недель. Дьявол научил попов,
и мужиков и баб: пришли к патриархову приказу, где я
духовныя дела делал, и, вытаща меня ис приказу собранием,
* человек с тысящу и с полторы их было, * среди
улицы били батожьем и топтали. И бабы были с рычагами,
грех ради моих убили замертва и бросили под избной
угол. Воевода с пушкарями прибежал и, ухватя меня, на
лошеди умчал в мое дворишко, и пушкарей около двора
поставил. Людие же ко двору приступают, и по граду молва
велика. Наипаче же попы и бабы, которых унимал от
блудни, вопят: "Убить вора, блядина сына, да и тело
собакам в ров кинем!"

Аз же, отдохня, по трех днях ночью, покиня жену и дети,
по Волге сам-третей ушел к Москве. На Кострому прибежал
* ано и тут протопопа же Даниила изгнали*. Ох, горе!
Везде от дьявола житья нет!

Приехал к Москве, духовнику показался. И он на меня
учинился печален: "На што-де церковь соборную покинул?"
Опять мне другое горе! Таже царь пришел ночью к духовнику
благословитца, меня увидял тут * опять кручина:
"На што-де город покинул?" А жена и дети, и домочадцы,
человек з дватцеть, в Юрьевце остались, неведомо * живы,
неведомо * прибиты. Тут паки горе!

Посем Никон, друг наш, привез из Соловков Филиппа
митрополита*. А прежде его приезду Стефан духовник моля
Бога и постяся седмицу з братьею, и я с ними тут же,
о патриархе, да же даст Бог пастыря ко спасению душ
наших*; и с митрополитом Корнилием Казанским* написав
челобитную* за руками, подали царю и царице * о
духовнике Стефане, чтоб ему быть в патриархах. Он же не
восхотел сам и указал на Никона митрополита. Царь ево и
послушал, и пишет к нему послание навстречю:
"Пресвященному Никону, митрополиту Новгороцкому и Великолуцкому
и всеа Русии, радоватися", и прочая. Егда же приехал,
с нами, яко лис: челом да здорово! Ведает, что быть
ему в патриархах, и чтоб откуля помешка какова не учинилась.
Много о тех кознях говорить! Царь ево на патриаршество зовет,
а он бытто не хочет. Мрачил царя и людей, а
со Анною по ночам укладывают*, как чему быть. И
много пружався(21) со дьяволом, взошел на патриаршество
Божиим попущением, укрепя царя своим кознованием(22)
и клятвою лукавою.

Егда бысть патриархом, так нас и в Крестовую* не стал
пускать. А се и яд отрыгнул: в Пост великой прислал память*
казанъскому протопопу Иванну Неронову, а мне был
отец духовной, я все у нево и жил в церкве*; егда куды
отлучится, ино я ведаю церковь. И к месту говорили *
на дворец ко Спасу*, да я не порадел или Бог не изволил.
Народу много приходило х Казанъской, так мне любо *
поучение чол безпрестанно. Лишо о братьях родных духовнику
поговорил, и он их в Верху у царевны, а инова при
себе жить устроил, попом в церкве*. А я сам, идеже людие
снемлются, там слово Божие проповедал, да при духовникове
благословении и Неронова Иванна тешил над книгами свою
грешную душу о Христе Исусе.

Таже Никон в памети пишет: "Год и число. Но преданию-де
святых отец и апостол, не подобает метания творити
на колену, но в пояс бы вам класть поклоны, еше же
и трема перъсты бы есте крестились". Мы, сошедъшеся со
отцы, задумалися; видим, яко зима хощет быти; сердце озябло,
и ноги задрожали. Неронов мне приказал церковь, а
сам скрылся в Чюдов*, седмицу един в полатке(23) молился.
И там ему от образа глас бысть во время молитвы: "Время
приспе страдания, подобает вам неослабно страдати!"


21 - надсаждаясь
22 - злым ухищрением, кознями
23 - комнатке, келье


<< >>

Гарь

Дугинские
тетрадки
Беседа Ответы на вопросы Евразийство и староверие Абсолют византизма Преодоление Запада Имя моё - топор Эссе о галстуке Полюс русского круга Капитализм Террор против демиурга Возвращение бегунов Такое сладкое нет Кадровые Сторож, Сколько ночи О Третьем Риме Яко не исполнилось число звериное Филолог Аввакум Мы Церковь последних времен Москва как идея Доклад на Соборе РДПЦ, белокриничан Старая Вера, круглый стол в газете Завтра Старообрядчество и Русская Нац.Идея Никола Клюев - пророк секретной России Грани Великой Мечты Rambler's Top100 Яндекс.Метрика